PDA :: Handy.ru

Поиск | Все разделы | Мобильный форум
Вход > Коммуникаторы и смартфоны > Январь 2002г.

Дмитрий Булычков
22 Января 2002г.

Русские игры для Nokia 9210

О себе...

Булычков Дмитрий, 29 лет, Казань. Заниматься программированием и информационными

системами начал году в 87, будучи учеником физико-математической школы,

получил возможность работать в лаборатории местного авиационного института,

с 9 класса работал лаборантом на полставки, принимал участие в разработке

автоматизированной системы испытания реактивных двигателей, работал в

различных ВТК. После окончания института работал в различных сферах (банк,

местная энергокомпания), в основном, специалистом по информационным системам,

разрабатывал и реализовывал всевозможные базы данных, занимался вопросами

безопасности. C 1997 года являюсь постоянным пользователем Internet, который,

несмотря на некоторый конъюнктурный спад, имеет, на мой взгляд, прекрасные

перспективы в коммерческом плане и в общесоциальном.

Как возникла идея написать игрушку для Nokia?

Весной-летом 2001 года всерьез увлекся идеями использования сотовых телефонов

в качестве вычислительных средств и средств общения с Internet и специализированными,

частными сетями, толчком этому послужил ряд публикаций в прессе (PC Magazine,

Computerworld, и т.д.) и Internet, где говорилось о запуске подобных проектов

московскими операторами сотовой связи. Купив (кстати, через Internet)

и прочитав всю имеющуюся по WAP русскоязычную литературу — обе книги

(шутка по Альфу), начал интенсивно искать информацию в Сети на сайтах

ведущих производителей аппаратуры сотовой связи Motorola, Ericsson, Nokia,

UP. По прошествию небольшого промежутка времени стал обладателем и зарегистрированным

разработчиком WAP SDK всех этих фирм. Попробовав каждый программный продукт,

пришел к выводу, что Nokia WAP SDK наиболее удачный и, что самое важное,

лучше всего документированный и поддерживаемый продукт. Так я стал постоянным

участником forum.nokia.com.

Поработав в области WAP полгода, я начал обращать внимание на ссылки

по Nokia 9210 Communiсator, в это же время по ТВ прошла реклам со скачущими

на самокатах «белыми воротничками». Как любитель всего нового,

в очередное посещение Форума я зашел на страничку заказа SDK для платформы

Symbian, ну и то же любопытство в сочетании с национальной страстью к

халяве заставило подписаться на заказ этого ПО. К моему удивлению, недели

через две мне пришел из Финляндии симпатично оформленный конверт, который

содержал CD с Nokia 9210 SDK for the Symbian Platform (based on Crystal

V6.0 for Java b C++). Установка и запуск прошли без особых проблем, в

течение дня, во многом благодаря достаточно хорошо написанным руководствам

по запуску, установке и настройке, имеющимся на присланном мне CD и скачанных

с Форума. Первым делом был опробован С++, но с имеющейся документацией

и без основных понятий пойти дальше «Hello World!» было тяжеловато,

и я принял решение опробовать Java SDK. В пользу этого хода говорила и

большая шумиха в прессе последних лет (реклама Sun, не иначе, а мы все

«Microsoft, Microsoft, маст дай, маст дай!») о супер-переносимости

приложений, написанных на Java. Занимаясь этим языком я, написал несколько

развлекательных программ, «Тетрис», пасьянс «Гольф»,

пасьянс «Косынка», т.к. параллельно осваивал Linux и было

крайне тоскливо не иметь возможности разложить пасьянсик и не «наполнить

стакан» (кстати, кому скучно в Linux, могут скачать эти вещи на

http://bulda.narod.ru).

Таким образом, вооружившись Nokia SDK и JDK, я принялся переносить мои

игрушки на Symbian. Первым делом, я попробовал запустить программку JGolf,

как апплет, не пошло, оказалось, чтобы работать с Java, полезно установить,

как С++, так и собственно Java SDK. Установил, все заработало как в любом

браузере, хотя если верить написанному в «How to develop Java Application

for Nokia 9210» веб-браузер коммуникатора не поддерживает апплеты,

но встроен Appleviewer. Тем не менее, апплет работал, мышь таскала карты

по окну, что на реальном устройстве невозможно. Следующим этапом стала

переработка интерфейса Jgolf с учетом ограничений Nokia 9210. Это не вызвало

большого труда, благо принцип пасьянса позволяет это легко сделать, а

вот над интерфейсом «Косынки» для этого девайса до сих пор

бьюсь, отсутствие drag`drop несколько осложняет жизнь (избаловался программист

за последние 5-7 лет, многие для СМ и ЕС не писали, а опыт полезный).

Единственным вопросом, отражение которого я не нашел в документации, стал

вопрос обработки нажатий клавиш на Nokia, а могли бы черкнуть для спокойствия

людей, так что написал стандартный обработчик клавиш, но, как показывает

опыт, не все то, что работает на эмуляторе соответствует действительности.

Еще несколько более мелких проблем по приведению кода в соответствие были

решены довольно быстро.

Почему Nokia и вообще, твое личное видение рынка

и его перспектив?

Nokia — фирма проводящая наиболее агрессивную политику в привлечении

и поддержке разработчиков. Они стараются предоставлять максимум информации

по интересующим меня вопросам, 95% документации, которой я пользуюсь,

с логотипом Nokia, хотя ее не достаточно. Перспективы рынка мобильных

«вычислительных» и коммуникационных устройств достаточно велики,

пользователей сотовых значительно больше, чем владельцев и пользователей

компьютеров (показательный пример рикши в Гонконге), сотовый телефон всегда

с пользователем, он уже позволяет решать многие задачи — от развлечения

до коммерции, а по мере развития техники эти возможности будут неуклонно

расти, и люди все чаще захотят использовать телефон с максимальной отдачей.

Несмотря на то, что в России сотовый в данный момент тесно связан с образом

«нового русского» (Москва уже не в счет), эта ситуация будет

быстро меняться, для меня машина уже средство передвижения, хотя для отца

была роскошью и стояла в гараже несмотря на дешевый бензин.

Впечатления от ОС как разработчика?

Очень развитая и продвинутая ОС, предоставляет множество возможностей,

как для разработчика, так и для пользователя. Многозадачная, с продуманным

и достаточно удобным интерфейсом, естественно не без ограничений, но с

учетом размеров и функциональных возможностей аппарата вполне приемлемо.

Впечатления от средств разработки и SDK как разработчика?

Для первых версий, SDK вполне удовлетворительный, а после интеграции с

Microsoft VC++ и Borland Jbuilder, так вообще превосходно, уже тянет на

серьезный продукт для разработки. Эмулятор чуть медленный, но это, как

мне кажется, вина процесса интерпретации Java, на котором все написано,

видимо, с прицелом на другие платформы.

Впечатления от документации как разработчика?

Имеющаяся в составе SDK и размещенная на Форуме документация написана

хорошо, но ее катастрофически мало, неплохо бы было распространять подобие

учебника по программированию Symbian, который бы объяснял основные отличия

и подводные камни в процессе написания и переноса приложений. Это оградило

бы разработчиков от лишних проблем и быстрее бы наполнило рынок качественным

ПО. Читая имеющуюся документацию, можно без проблем установить и настроить

SDK, получить основные понятия, написать «Hello World!», ну

адаптировать несложные программы, но для реализации крупных и сложных

проектов надо более тщательнее работать с информацией, без приобретения

дополнительной литературы не обойтись.

Впечатления от процесса отладки как разработчика?

Процесс стандартен, в Jbuilder`e так вообще неотличим от работы с родными

для PC проектами.

Сколько времени/сил потрачено?

На первую программу Jgolf — месяц, на Jtris — две недели, многие

основные вопросы решены и теперь проще.

С чем были связаны наибольшие проблемы?

Самой большой проблемой было начать и добиться хотя бы промежуточного

результата, пусть программа хоть что-то нарисует, дальше стало проще,

начались технические вопросы.

Что получилось проще всего?

Пока еще мало что получилось все еще впереди, все-таки сомневаюсь, что

все запустится на реальном устройстве с первого раза, так редко бывает,

надеюсь те кто будет запускать, не разочаруются.

Как тебе их реализация Java?

Стандартно, хотя не совсем ясно какой стандарт, некоторые отличия описаны

в документации, в основном там слова и ссылки на SUN.

Если будешь потом что-то делать — то останешься

с Java или таки Си++?

Java — удобный инструмент, позволяющий достаточно быстро добиться

работающего результата, С++ — инструмент для более серьезной разработки,

где важна скорость и надежность. Для работы надо использовать то, что

наилучшим образом подходит, а не стрелять из пушки по воробьям и не бегать

за тигром с хворостиной (все равно съест). Все будет зависеть от конкретных

задач, а пока продолжу работать с Java, вопросов к нему еще много, поле

не паханное.

Планы на будущее?

Купить пару толковых книг по данной теме и, в идеале, сам девайс (но дорогой,

собака), а то качнул с Форума тестовую программу Nokia OK, а он и там

нужен. После этого можно начать осваивать более серьезные области применения

— финансы, управленческие программы, организация единых схем обработки

информации с применением PC, PDA (того же Communicator`a), сотовых телефонов,

продолжу заниматься WPA и J2ME (Micro Edition).



-


Просим при воспроизведении материалов этого сайта, делать ссылку на Зоопарк ручных компьютеров
Copyright © 1999-2005 : О проекте : Смотритель Зоопарка